Православный тур
Программа
День 1 – Трансфер (Аэропорт-Отель)
День 2 – Тбилиси - Самэба - Нарикала - Анчис Хати - Метехи - Сиони
День 3 – Мтсхета - Джвари - Светицховели
День 4– Кахети - Алаверды - Телави
День 5– Кахети - Греми - Бодбе - Сигнаги
День 6– Сигнаги - Давид - Гареджи -Тбилиси
День 7– Трансфер (Отель-Аэропорт)
Описание
День 2
Тбилиси(груз.,буквально «тёплый источник») — столица и крупнейший город Грузии. Расположен на берегу реки Мтквари (Кура). Название Тбилиси впервые упоминается в IV в.; его появление связывают с наличием в городе теплых серных источников (груз. тбили — «теплый»); в русском языке до 1936 года использовалось название Тифлис. Основанный в V веке нашей эры Вахтангом Горгасали, царём Иберии, и ставший столицей в VI веке
Цминда Самеба(груз.— «Пресвятая Троица»); Собор Святой Троицы в Тбилиси — главный кафедральный собор Грузинской православной церкви; находится в Тбилиси, на холме св. Ильи (левый берег Куры).Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён ровно 9 лет после закладки, в день Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии. После освящения, сюда из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии.
Нарикала — крепостной комплекс различных эпох на горе Мтацминда в Старом Тбилиси. Точное время основания крепости в Тбилиси неизвестно, но в VII веке она уже существовала и называлась Шурис-Цихе.
При Давиде Строителе крепость была укреплена и расширена. Современное название ей дали, как считается, монголы. Близкий к современному вид тбилисская цитадель приобрела в XVII—XVIII вв. В 1990-е гг. была отстроена церковь св. Николая, существовавшая на территории крепости в XII веке.
Анчисхати — церковьРождестваДевы Марии, самая старая из сохранившихся до наших дней церквей в Тбилиси. Она принадлежит Грузинской православной церкви и датируется VI веком.
Базилика Анчисхати, вид церкви с запада в 1890 году
Согласно старинным грузинским летописям, церковь построена царём ИберииДачи Уджармели (примерно в 522—534), который сделал Тбилиси своей столицей. Первоначально посвящённая Рождеству Девы Марии, церковь получила второе название — Анчисхати (то есть, Анчийская икона) в 1675, в честь перенесённой из Анчийского кафедрального собора (Тао-Кларджети) иконы Спасителя. Таким образом пытались уберечь от османского вторжения старинную и ценную икону, для которой златокузнец Бека Опизари сделал в XII веке серебряный с золотыми вставками оклад. Икона хранилась в церкви святой Марии в течение многих столетий, ныне она находится в Золотом фонде Государственного музея искусств Грузии.
Церковь разрушалась и восстанавливалась несколько раз с XV-ого по XVII-ый века из-за войн Грузии с персами и турками. Кирпичная колокольня рядом с Анчисхати была построена католикосом Доменти в 1675 году. Планировка церкви была сильна изменена в 1870-ых, когда был добавлен свод. В советское время, церковь была переделана в музей изделий кустарного промысла, затем в ней располагалась художественная мастерская. С 1958 по 1964 были проведены реставрационные работы (под руководством архитектора Р. Гвердцители), которые вернули церкви облик XVII столетия. В 1989 году церковь снова стала действующей. Хор певчих храма Анчисхати известен ярким исполнением древнейших грузинских церковных песнопений.
Метехи — исторический район Тбилиси на высокой скале, нависающей над берегом реки Куры. Считается, что район был населён ещё при Вахтанге Горгасале, который построил здесь свой дворец, а в VIII веке на Метехской скале, как гласит легенда, принял мученическую смерть св. Або Тбилисский. Современное название квартала появилось в XII веке и означает «окрест дворца».
Главной достопримечательностью Метехи является живописно поставленная на гребень скалы Успенская церковь, построенная в 1278-84 гг. при царе Деметре II.
Сиони — исторически главный храм Тбилиси и один из 2-х главных в Грузинской церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса.
Основание храма приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами.
В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дин Манкбурны и землетрясения 1668 года.
В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии»[1]
В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани).
День 3
Мцхета — город в Грузии, при впадении реки Арагви в реку Кура. Основан во 2-й половине 1 тысячелетия до н. э. По преданию город основал легендарный Мцхетос. «После смерти царя Картлоса его жена разделила земли между сыновьями. Среди них старший Мцхетос — поселился в месте стока рек Арагви и Мтквари (Кура), построил город и назвал его своим именем».
Джвари (груз. «крест») — грузинский монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, по преданию, воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари — по совершенству архитектурных форм это один из шедевров архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.
К 545 году на «крестовой» горе уже стоял храм малого размера; Более крупная (22 на 18,4 метров) была воздвигнута в 590—604 годы. Возможно, ее архитектором был Микел Тхели.
Воздвигнутая на вершине скалистого массива, церковь служит его органическим завершением и центром всего окружающего ландшафта, единство с ландшафтом подчеркнуто тем, что сам монастырь соотносится со размером скалы ровно 1 к 7
Светицховели (груз.— животворный столб) — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Числится среди памятников Всемирного наследия. В настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии. Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии церковь
.
День 4
Кахе́ти — край и историческая область на востоке Грузии, в верховьях рек Иори и Алазани.
Название от кахи - субэтнической группы грузин в Восточной Грузии; -ет- суффикс, указывающий на место обитания этого народа.
До VIII века область входила в Картлийское царство, затем самостоятельное княжество. С XII века в Грузинском царстве. Со второй половины XV века — Кахетинское царство, с 1762 года в Картлийско-Кахетинском царстве. С 1801 в Российской империи.
Столица — Телави.
Лингвисты выделяют кахетинский диалект грузинского языка.
Современный край Кахетия расположен на территории трёх грузинских исторических областей Кахети, Кухети и Гардабани. Согласно летописи Картлис Цховреба у этнарха всех грузин Картлоса было пять детей, среди которых Кахет, Кухет и Гардабан.
Известно, что уже в раннеантичный период Кахетия и Кухети были объединены в Кахетинское эриставство.
Среди восьми эриставств, основанных царём Фарнавазом (III век д.н. эры) было и Кахетинское эриставство. Столицей объединённого эриставства стал город-крепость Уджарма, основанный царём Асфагуром.
В раннее средневековье центр Кахетии переместился в глубину Иорской долины, севернее, в город Греми, а позже в город Телави.
После распада единого Грузинского государства, с XI века и до объединения Картли и Кахетии в Кахетии стал править собственный царь.
Алаверди́ — кафедральный собор первой четверти XI века (собор Святого Георгия) и монастырский комплекс в Ахметском муниципалитетеКахетии, Грузия.
Высота собора около 50 м, высота внутреннего пространства свыше 42 м. До строительства Цминда Самеба в Тбилиси собор Алаверди был высочайшей церковной постройкой Грузии.
В соборе сохранились росписи XV века.
Собор Алаверди представлен на включение в список Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Тела́ви— город в Алазанской долине (Грузия), центр Телавского муниципалитета, столица Мхаре - Кахетия.
Население — 20 тыс. жителей (2009).
Расположен на северном склоне Циви-Гомборского хребта, на высоте 490 м над уровнем моря, в 70 км от Тбилиси.
Телави известен с I века н. э., являлся важным торговым центром на караванном пути с Ближнего Востока в Европу. В XI и с XVII по XVIII века являлся столицей Кахетинского царства.
День 5
Греми — архитектурный памятникXVI века — царская крепость в грузинской исторической области Кахетия. Крепость с церковью Архангелов — это всё, что осталось от некогда процветающего города Греми[1]. Архитектурный комплекс расположен к востоку от современного села с одноимённым названием в районе города Кварели, в 175 км к востоку от Тбилиси, столицы Грузии.
Город Греми был столицей Кахетинского царства в XVI - XVII веках. Основанная Леваном Кахетинским, столица была царской резиденцией и оживлённым торговым городом Великого Шёлкового пути, до тех пор пока её не сровняли с землёй войска шаха Аббаса I в 1615 году. С тех пор город никогда не обрёл былого процветания и в середине XVII века цари Кахетии перенесли свою столицу в Телави.
Город, предположительно, занимал площадь в 40 га и состоял из трех основных частей — церкви Архангелов, царской резиденции и торгового района. Систематические археологические исследования в этом районе проводили Мамулашвили А. и Закараиа П. в 1939—1949 и 1963—1967 годах.
Сигна́хи— маленький городок в восточной Грузии, на склоне горы, в историческом регионе Кахети. Центр историко-географической области Кизики. Расположен на террасах, соединяющихся извилистыми крутыми улицами.
Здания выстроены в стиле южно-итальянского классицизма с грузинскими элементами. Славится своей одноименной крепостью, входящую в список самых известных и крупных крепостей Грузии. Стены Сигнахской крепости чудесным образом уцелели и сегодня окружают старую часть города и выходят далеко за городские границы. По периметру стен сохранились 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину.
В городе есть памятник грузинскому оперному певцу Вано Сараджишвили, уроженцу Сигнахи. Бадбийский монастырь расположен в двух км от Сигнахи.
В Российской империи город именовался Сигнах, город входил в Тифлисскую губернию.
День 6
Давидо-Гареджийский монастырский комплекс— комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.
Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары.
Древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида, основан в начале VI в сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа.
В IX вИлларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.
Пещерный комплекс находится в Гаре Кахети — он простирается на 25 километров вдоль склонов Гареджийского кряжа. По дошедшим до нашего времени литературным источникам, начало существования комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида.
Священной реликвией становится единственный в этой местности источник «слезы Давида», у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных.
По подсчетам в Давидо-Гареджийском монастыре в большом количестве имеются надписи: грузинские, а также до 20 армянских, 8 греческих и 21 восточная (арабским письмом), а также уникальная в своем роде тетралингва, то есть четырехязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском
Примечание:
На протяжении всего тура, рекомендуется носить спортивную обувь. В церкви и монастыри заходить с закрытой головой и в платке (женщинам)